Ноя 18

Вчера, в поисках другого обнаружила новый для себя вид национального пэчворка. Интересно что это так же мало известно и на его родине, в Индии. Поначалу решила что это техника «боро«, но смущало то, что я привыкла видеть в изделиях «боро» совсем другие краски, а тут все светлое, яркое, броское. В общем по порядку…
В горах Северного Карнатака на юго-западе Индии живет народ Siddi, являющийся потомком африканцев, вывезенных в рабство португальцами на западное побережье Индии еще в начале 16 века. Рабы, которым удалось сбежать, основали свою африканскую диаспору и при этом сумели сохранить многое из культуры своих предков, хотя уже практически пол тысячелетия живут на другом континенте. Разумеется странно видеть негритянок в сари, но такова «се ля ви» и если честно, я бы вероятно тоже с удовольствием его носила бы, по моему очень женственно выглядит.Но вернемся к лоскутному шитью
Женщины народа Siddi шьют свои утилитарные лоскутные изделия, которые там называют kawandi, из использованной одежды. В основном это одеяла и чехлы матрасов. Интересно что эти многослойные изделия выполняются без утеплителя. За основу берется хлопковое сари, на него накладывают большие лоскуты деталей старой одежды, затем с каждым верхним слоем размеры деталей все меньше и меньше. На самом верхнем слое можно встретить лоскутки с заклепками, камешками, вышивкой, клапаном кармана и прочие декоративные элементы пришедшей в негодность одежды. В общем вы не найдете ни одного повторения — все изделия очень индивидуальны. Однако общее у всех все равно есть — цветность и техника простегивания. Стежка присутствует на всех изделиях и везде она в основном прямолинейная , хотя очень редко можно встретить стежку в виде эхо, что несколько напоминает индийскую технику стежки кантха. Однако тут стежка не мелкая и не ритмичная. Стежки прокладывают «как рука ляжет». В английском я слаба и пользуюсь автопереводом. В нескольких источниках встретила перевод в таком виде — «фиксируя пятна с бег назад стежка», что в общем очень похоже на шов «за иглу», где каждый выход иглы вперед фиксируется ее шагом назад. С лица это очень похоже на шов «вперед иголку», а с изнанки выглядит не очень опрятно. Правда этот шов очень хорошо скрепляет все слои, и,  в случае разрыва какой-либо нити в процессе использования, изделие все равно не рассыпается. Поэтому я поначалу была уверена что все так и есть. Однако вскоре я наткнулась на одно фото из которого следует, что стежка прокладывается простым движением вперед. Вероятнее всего там есть совмещение — сначала набор на иглу несколько проколов вперед, затем маленький шаг назад и опять несколько проколов вперед.

Несколько слов о размерах одеял. Стандартов нет, но есть одеяла для детей и для взрослых. Интересно что есть очень широкие одеяла, которыми укрываются сразу несколько детей так как семьи в основном многодетные, а живут все в доме, состоящем из одной комнаты и поэтому спят «кучкой». Для таких больших одеял сшивают основу из двух сари. Примечательно что лоскуты при необходимости режут, но чаще просто отрывают. Соединяют детали не встык, как в классическом пэчворке, а накладкой, как в технике боро, но если там часто можно встретить открытые срезы, то в kawandi все края подвернуты внутрь и простеганы по периметру. Понятно что все выполняется без предварительного эскиза, но результат выглядит достаточно привлекательно и неповторимо.
Технология выполнения самого изделия тоже очень специфична. Они начинают от угла сари и движутся как правило в направлении против часовой стрелки, продвигаясь постепенно к центру.По толщине все одеяла получаются разные, что в общем и понятно, зная из чего и как они собираются. По характеру стежки можно определить мастерицу — длина стежков у каждой своя и ритмы тоже свои. Народность Siddi в основном мусульманского вероисповедания, но среди них есть и католики и индусы. Поэтому на одеялах можно встретить как полумесяц, так и крест в виде оберегающих символов.Но независимо от веры принято считать, что kawandi не завершено, если у него по углам нет разноцветных полос, образующих орнаментальные прямоугольные вставки называемые phulas, или цветы, хотя они и не несут никакой функции. Следует сказать, что kawandi выполняют только из хлопковых тканей и шьют такими же нитями.
В одном месте встретила объяснение тому, почему все одеяла схожи по окраске. Все просто — в доме небольшие окна, света проникает мало, поэтому вы не найдете темных kawandi, а любовь к ярким краскам всегда была в крови у африканцев, как врочем и у индийцев.

В заключение добавлю, что мир узнал о такой лоскутной технике благодаря Henry J. Drewal, обнаружевшему в 2004 году деревушку в глубине  горной Индии. Сегодня он пытается помочь этому народу решать многие проблемы с помощью денег, вырученных за продажу своих изделий. Вероятно поэтому и цены ошеломляющие, хотя и сами изделия ошеломляют не менее —http://www.henrydrewal.com/sales.html Он же устроил выставку где показал 32 изделия. Эти изделия можно увидеть если пройти глубже по указанной ссылке.

Рейтинг популярности статьи на сайте: 35%

Читать также:



2 Комментария к “Открываю новую Индию”

  1. 1. Татьяна Says:

    Спасибо, очень интересная информация. Интересна и эта техника и история народа.Поразило то, что африканки в сари, теперь ясно почему.

  2. 2. Елена Says:

    Обожаю эту культуру, спасибо за статью!

Оставить Комментарий

i3Theme sponsored by Top 10 Web Hosting, Hosting in Colombia and Web Hosting Reviews

Copyright 2008 QuiltStudio.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг блогов

Рейтинг блогов