Авг 17

Cайт про индивидуальный пошив одежды на заказ , практическое руководство по моде и стилю. Здесь вы найдете большой каталог ателье по пошиву одежды в Москве.

Цветоведение как раз та тема, к которой давно хочется прикоснуться, но к которой всегда было страшновато приблизиться. Художественного образования у меня нет, а всевозможные источники моих познаний в этом вопросе частенько были настолько расплывчаты, а порой даже противоречивы, что оставалось только продолжать сбор информации.

Недавно я прикупила парочку книг, проливающих свет на тему цвета и с их помощью похоже что-то начинает проясняться. Так уж я устроена, что лучше понимаю именно тогда, когда пытаюсь составить собственные записи. Поэтому решено — начинаю свои конспекты на тему цветоведения.

В лоскутном шитье часто бывает, что цвет является ведущим среди остальных признаков, которые дают возможность изделию раскрыться и передать настроение мастера, идею замысла. Но не всегда в процессе работы под рукой оказывается именно тот цвет ткани, который наиболее удачно впишется в выбранную гамму. Для того чтобы приобрести то, что нужно необходимо понять — а что-же нужно? А как понять, если не хватает знаний теории. С другой стороны, можно очень долго искать нужный оттенок да так его и не найти. Художнику, пишущему красками проще — краски можно смешать и добиться нужного эффекта. А попробуй найти нужную ткань, если нет нигде. Опять же, зная теорию цвета, можно добиться желаемого, используя пару-тройку тех оттенков, которые как раз доступны в нужный момент. Или покрасить ткань самому, но и тут не все просто. Как ни крути, а начать с теории придется.

Сегодня изучение цветоведения опирается на цветовой круг, который помогает находить закономерности. Но и сам круг появился не на пустом месте. Кроме того известно несколько его разновидностей.  Поэтому придется начать с тех времен, когда о круге речь еще не вели.

Для начала нужно разобраться что такое цвет. Еще в детстве, будучи младшей школьницей, заметила насколько схожи слова «цвет» и «свет». Сегодня мне уже известно, что это не просто так. Солнечный свет является родителем цвета. Поэтому, из уважения к «отцам» придется поговорить немного о свете.

Солнечный свет не бесцветен и не прозрачен как нам кажется.Если направить солнечный луч через призму, то он на выходе образует некое подобие радуги. Исаак Ньютон первый, кто это совершил и определил, что луч света подверженный преломлению через пирамидальную призму распадается на семь основных пучков. «Каждый охотник желает знать где сидит фазан», так мы когда — то запоминали эти цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Основываясь на этом опыте Ньютон предположил, что основных цветов именно 7, а не 3, 4, 6, 8 как предполагалось ранее.
Именно Ньютону принадлежит идея замкнуть полученную радугу в кольцо, и тем самым, он создал первый цветовой круг из цветной бумаги, наклеенной на картон.
По большому счету, т.к. луч света это не только частицы, но и электромагнитная волна, а потому составляющая его значительно многообразней. Но так уж устроен наш глаз, что различаем мы только определенный диапазон, который принято называть цветовым спектром.

Если изловчиться и сжать весь спектр в одну точку, то смешение его цветов образует белый цвет. Таким образом белый есть цвет идеального отражения, он как раз и может быть условно назван цветом солнечного света. С другой стороны, в безлунную ночь, или находясь в какой-нибудь  темной комнате, куда свет не проникает мы говорим — «черным — черно». От того- то там и черным — черно, что противоположный белому — черный цвет есть цвет поглощения, цвет, в котором отсутствует солнечный свет. Как пример — откройте дверь такой каморки и она станет гораздо уютнее. Вы увидите потоки света проникающие через  дверной проем внутрь комнаты. Но как только дверь опять закроется, свет словно исчезнет. Куда же он делся, раз уж вошел? Он поглощен этой самой тьмой.

Если в такой комнате находиться подольше, то мы вскоре начнем различать силуэты предметов, нас окружающих. Они будут темными, неузнаваемыми, но что для нас гораздо важнее — они будут отличаться друг от друга по степени этой самой черноты. Происходит это от того, что поверхность предметов,  в силу своих физических свойств также обладает способностью поглощать и отражать солнечный свет. Так как в темной комнате больше этой самой черноты, чем солнечного белого света, мы видим эти предметы темными, не имеющими цветности, но с разной степенью яркости.

Самое время упомянуть что белый, черный и производные от этих цветов тени и оттенки серого образуют группу ахроматических цветов, т.е. не имеющих цветности в привычном понимании.

Почему же мы не различаем эти темно-серые предметы сразу, как войдем и закроем за собой дверь? Это связано с особенностями нашего с вами зрения. Войдя со света во тьму, мы на какое-то время слепнем, а потом включаются в работу те нервные рецепторы глаза, которыми природа нас наделила для видения в темноте. Называют этот тип клеток «палочки», они не различают цвета спектра, но помогают ориентироваться среди ахроматических цветов. Условно, наш «ночной дозор». Когда же мы пользуемся зрением в условиях благоприятной освещенности, то различаем те же предметы, но уже в радужном цвете. Происходит это с помощью других нервных рецепторов, которые принято называть «колбочками».

Колбочки, в отличие от палочек бывают трех типов. Те, что различают только отраженный от предметов красный цвет, те что реагируют только на зеленый, и те, что помогают увидеть только синий цвет. Вероятно базируясь на свойствах человеческого видения, эти три цвета физики считают основными цветами в природе  потому, что остальные хроматические цвета являются производными от этих.

Группы различных колбочек работают как  независимо, так и очень синхронно с остальными. Когда они работают все одновременно, мы различаем весь цветовой спектр, когда в какой-либо паре, то на сетчатке образуется картинка одного из дополнительных цветов, если же реагируют только колбочки одного вида, то ясно, что предмет, на который попал наш взгляд, воспринимается нами каким-либо основным хроматическим цветом.

Палочки и колбочки могут работать также и одновременно, тогда мы видим цвет не «чистым», а различаем его оттенки и насыщенность. Среди людей есть так называемые дальтоники, которые не способны различать один или несколько цветов. Природа этого заболевания чаще наследственная и заключается в том, что у таких люди отсутствует в колбочках какой — либо из белковых пигментов (красный, зелёный и синий), либо находится в недостаточном количестве. Таким образом цвет одного и того же предмета для разных людей может выглядеть по разному и это не исключает его реальности для каждого из нас. Люди, даже те, которые обладают здоровым зрением видят не одинаково. С одной стороны это обусловлено различной врожденной чувствительностью глазных рецепторов, с другой — степенью развития чувствительности к цвету. Не секрет, что художники различают больше цветовых вариантов, нежели обычный человек, который в силу своей профессии просто не нуждается в таком чутком цветовом восприятии. Но это субъективные причины. А объективные состоят в том, что одни и те же предметы могут выглядеть по разному в зависимости от ряда условий. В их числе такие как время суток, погодные условия, освещенность того места, где предмет находится, шероховатость его поверхности, свежесть ее окраски и многие другие. Все это обусловлено тем, какой степенью поглощения и отражения света обладает данный предмет. И относится это как к живой, так и к неживой природе. Каждый предмет в силу своих физических свойств поглощает лучи света выборочно, то что не поглощено —  отражается от его поверхности. Таким образом мы видим предмет именно в том цвете, длина волны которого не могла быть поглощена его поверхностью. Красители, которые мы наносим на предметы меняют их цвет, но по большому счету, они меняют физические свойства этого предмета, изменяя его степень поглощения и отражения электромагнитных волн.

Более менее ясно стало как на теорию цвета смотрят физики. О том, как художники использовали физическую науку и применили идею цветового круга для поиска определенных цветовых закономерностей я расскажу другой раз.


квилт, лоскутная техника, лоскутное шитье

Рейтинг популярности статьи на сайте: 18%

Случайные посты

    

    2 Комментария к “От света к цвету”

    1. 1. саша Says:

      с нетерпением буду ждать продолжения:)

    2. 2. admin Says:

      Саша, продолжение обязательно будет. Сейчас как раз в процессе подготовки следующая тема. Однако хочу предупредить, что данный курс будет излагаться в виде моих размышлений, а потому возможны и погрешности и нераскрытые моменты.

    Оставить Комментарий

    i3Theme sponsored by Top 10 Web Hosting, Hosting in Colombia and Web Hosting Reviews
    
    Copyright 2008 QuiltStudio.ru
    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг блогов

    Рейтинг блогов