Июн 07

Часть IIIСтруктура тканиih11.jpg
Ранее уже говорилось о том, что ткани состоят из нитей, а те в свою очередь из волокон. Само тканое полотно образовано переплетением нитей между собой в определенном порядке. Все ткацкие переплетения делятся на 4 класса:

1. Простые – полотняное, саржевое, сатиновое (атласное)
2. Мелкоузорчатые

3. Сложные – двухлицевые, двухслойные, ворсовые, петельные, ажурные

4. Крупноузорчатые ( жаккардовые)

Нити, образующие полотно ткани идут в двух направлениях. Те, что идут вдоль, являются основными, а потому их называют долевыми нитями или основой. Нити идущие поперек длине ткани называют поперечными или уток. Если у вас небольшой отрез ткани, то найти на нем нити основы и утка не сложно, так как у ткани с двух противоположных сторон по краю проходит некоторое уплотнение, так называемая кромка. Направление между двумя кромками и есть уток. А если у нас не отрез, а лоскут? Нам проще если на нем есть хоть одна кромка. Вдоль нее идут нити основы. Несколько сложнее если и этого нет. Тогда на помощь приходит такое свойство ткани как растяжимость. По основе ткань мало растягивается, иногда не тянется вообще. По утку натянутая ткань незначительно удлиняется. Если же тянуть ткань под углом 45 градусов к тем или другим нитям ( иначе говоря по косой), то наблюдается значительная деформация. В этом направлении ткань очень легко растягивается и теряет свою изначальную геометрическую форму. Эти свойства структуры тканей необходимо учитывать при раскрое деталей для квилтинга. Лучше кроить детали только в долевом направлении, хотя часто приходится, в целях экономии ткани кроить их и поперек. Но не следует выкраивать деталь так, чтоб ее длина совпала с направлением диагонали (косое направление) на ткани. Ваше изделие не только будет сложно шиться, но и в процессе эксплуатации быстро потеряет внешний вид. Если же вам крайне необходим какой-то рисунок, который на ткани расположен по косой, то перед тем как вырезать, укрепите его с изнанки клеевой тканью. Клеевая должна быть направлена так, чтоб ее долевая нить совпала со смысловой длиной рисунка. Прогладьте этот участок и только затем вырезайте.

В лоскутном деле наиболее используемы ткани с переплетением первого класса. А потому остановимся на характеристике переплетений, его составляющих.

Полотняное переплетениеПолотняное переплетение – В этом переплетении каждая нить основы переплетается с каждой нитью утка, образуя сетку, которая с обратной стороны ткани выглядит точно также. Поверхность ткани при таком переплетении гладкая, матовая.

Полотняное переплетение имеет широкое распространение: бязь, батист, ситец, репс (хлопок), полотно (лен), сукно (шерсть), крепдешин, шифон (шелк).

Саржевое переплетениеСаржевое переплетение – В таком переплетении каждая нитка утка проходит под одной ниткой основы и затем перекрывает две или несколько ниток основы. От такого переплетения на поверхности ткани образуются диагональнонаправленные рубчики. Такие рубчики на тканях с саржевым переплетением могут быть как только с одной стороны, так и с обеих.

Эти ткани мягче тех, которые имеют полотняное переплетение. К их числу относятся : саржа, шотландка (хлопок), кашемир, шевиот (шерсть).

Атласное (сатиновое) переплетениеАтласное (сатиновое) переплетение – Отличается от предыдущих тем, что нитка утка перекрывает несколько нитей основы или наоборот, нитка основы перекрывает несколько нитей утка. Ткань, у которой по лицевой стороне больше нитей основы называют атлас, а если по лицу больше нитей утка – сатин.

Ткани с таким переплетением с лицевой стороны имеют ровную, гладкую и блестящую поверхность..К таким тканям относятся : сатин(хлопок), тик (лен), сатин, атлас (шелк).

В последнее время все чаще в пэчворке можно встретить изделия выполненные из трикотажных полотен. Структура трикотажного полотна отличается от тканных полотен тем, что трикотаж производится на базе только одной нити, которая формирует и длину и ширину полотна. От этого трикотаж тянется во всех направлениях довольно легко, чем значительно усложняет процесс сборки таких лоскутов. Для того, чтобы устранить подобные сложности, трикотажные лоскуты нужно перед сборкой укрепить специальной клеевой тканью. Обработанный таким образом трикотаж перестанет быть настолько эластичным.

трикотажное полотно

И в заключении несколько слов о том, как определить на ткани лицевую и изнаночную сторону, если это бывает затруднительно сделать. Казалось бы — зачем, если трудно отличить? Дело в том, что отличия есть, и, если их трудно заметить в ткани, то они легко бросаются в глаза в готовом изделии. Это свойство ткани нам полезно только в том случае, если процесс управляем, а иначе может оказаться, что мы творили «уродца».

Итак начнем :

1.Необходимо положить ткань перед собой так, чтобы видеть одновременно обе ее стороны.

2.Обратите внимание на то, что лицевая сторона выработана тщательнее, переплетение и рисунок на ней более четкие.

3. Бельевую ткань необходимо положить на горизонтальную плоскость на уровне глаз и присмотреться к ее поверхности против источника света. Та сторона ткани, у которой на поверхности можно заметить ворс – и есть лицевая для таких тканей.

3. Для ворсовых тканей лицевая та, на которой расположен ворс.

4. На атласах, сатинах лицевая та, что блестит, а изнанка всегда матовая.

5.На саржевых тканях рубчик более выпуклый и выделяется резче по лицевой стороне.

6.Надпись по кромке ткани или наличие на ней цветных полос помогут вам определить лицевую сторону таких тканей как суконные.

Надеемся эти советы вам не раз пригодятся.


квилт, лоскутная техника, лоскутное шитье

Рейтинг популярности статьи на сайте: 12%

Читать также:



2 Комментария к “ИЗ КАКИХ ТКАНЕЙ ШЬЕТСЯ КВИЛТ? ( Часть III )”

  1. 1. Damager Says:

    Фактов всегда достаточно – не хватает фантазии. Жлею автору ее поболее 🙂

  2. 2. admin Says:

    «Жлеть» всегда проще чем самому проявлять. 😉
    Но, учитывая добрые пожелания — спасибо. 🙂

Оставить Комментарий

i3Theme sponsored by Top 10 Web Hosting, Hosting in Colombia and Web Hosting Reviews

Copyright 2008 QuiltStudio.ru
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг блогов

Рейтинг блогов